Популярные статьи

воскресенье, 21 июня 2015 г.

Тим Шейфер


"Когда я чувствую запах асфальта, я думаю о Морин. Это последнее, что я почувствовал перед тем, как потерял сознание. Тяжелый запах асфальта. А первым, что я увидел, когда очнулся, было ее лицо. Она сказала, что починит мой байк. За так. Без подвохов. Мне следовало тогда знать, что так просто ничего не бывает. Да, когда я думаю о Морин, я думаю о двух вещах — о дороге… и неприятностях"
- Бен Троттл, Full Throttle


"Да, Доген, пусть приходят. Они будут искать маленького мальчика Раза, но найдут того, кого не ожидают увидеть — Раза-психонавта!"
- Разпутин Аквато, Psychonauts

Тимоти Джон Шейфер, культовый геймдизайнер, автор таких шедевральных игр, как Day of the Tentacle, Full Throttle и Grim Fandango, фанат хэви-метала, а также просто добродушный человек с прекрасным чувством юмора, родился 26 июля 1967 года в городке Сонома, что в штате Калифорния, США. Окончив факультет информатики в университете Беркли, наш герой, которому на тот момент едва ли исполнилось 22 года, отправил резюме в LucasArts (в то время носившую название Lucasfilm Games) - компанию, создававшую лучшие приключенческие игры на свете. Шейфер мечтал получить рабочее место в этой "Фабрике грез", но маленькая ошибка, допущенная им на собеседовании, чуть не погубила всю его дальнейшую карьеру. Во время интервью с Дэвидом Фоксом, геймдизайнером LucasArts, Тим Шейфер признался в том, что очень любит игру Ballblaster, разработанную, как он считал, LucasArts. Откуда же ему было знать, что эта чертова игра на самом деле именовалась Ballblazer, а название ее было умышленно искажено пиратами! Представьте себе удивленное лицо Тима, услышавшего это объяснение из уст мистера Фокса! Наш герой был просто ошарашен, но даже и не думал сдаваться - он отослал в компанию собственноручно нарисованный комикс, оформленный в виде квеста и наглядно показывавший, почему именно Шейфер должен получить работу в Lucasfilm Games. В итоге настойчивого молодого человека устроили как бета-тестера игры Indiana Jones and the Last Crusade: The Action Game.
Это интересно: 21 марта 1989 года Шейфер отправлял свое резюме в Atari, но оно было отклонено по причине отсутствия свободных мест.
После этого, а также после участия в портировании Maniac Mansion на Nintendo Entertainment System, Шейфера назначили ассистирующим сценаристом и программистом нового квеста Рона Гилберта, посвященного пиратской тематике. Изначально этот проект был серьезным приключением с довольно-таки мрачной атмосферой, но Тим и Дэйв Гроссман, которого также, как и нашего героя, прикомандировали к бедняге Гилберту, быстренько переписали две трети сценария игры, превратив ее из драмы в комедию. В принципе, Рон и не особо сопротивлялся этому; даже наоборот, задорный тон и искрометное чувство юмора его новоиспеченных коллег восхитил Гилберта и уже в октябре 1990 года плод их совместных усилий, получивший необычное название The Secret of Monkey Island, увидел свет. Трио Гилберт-Шейфер-Гроссман ждал мировой успех, побудивший их к немедленному созданию сиквела.
Это интересно: свое труднопроизносимое имя главный герой игры, Гайбраш Трипвуд, получил не сразу: первую его часть придумал сам Рон Гилберт, выбравший ее по названию изображавшего тогда еще безымянного протагониста эскиза, который был сохранен геймдизайнером в графическом редакторе DPaint как guy.brash; затем в результате конкурса, проведенного среди разработчиков квеста, была определена фамилия - Threepwood.
Продолжение, выпущенное уже на следующий год, было встречено игроками и прессой с еще большим восторгом, чем первая часть. Более того, некоторые издания даже нарекли Monkey Island 2: LeChuck's Revenge лучшей адвенчурой от LucasArts за всю историю существования знаменитой компании.
Это интересно: в 2010 году вышло специальное издание игры с полностью переозвученными диалогами и перерисованными текстурами, включавшее в себя, кроме того, возможность переключения между классическим режимом и обновленным.
К созданию своего следующего проекта - Day of the Tentacle, - долженствовавшего стать продолжением детища Рона Гилберта, квеста Maniac Mansion, Шейфер приступил совместно с Гроссманом. Игра, как и ожидалось, была принята критиками и простой аудиторией на ура, и к Тиму наконец пришло осознание того, что он обладает достаточным опытом для разработки своей игры, самостоятельно и без помощи со стороны более опытных сотрудников. Наверное, поклонники творчества LucasArts уже догадались, к чему я клоню. Да, это Full Throttle.
Это интересно: изначально планировалась возможность выбора между шестью персонажами (как и в оригинальном Maniac Mansion), но эта задумка была отброшена ради упрощения разработки игры.
Full Throttle - это настоящее признание Шейфера в любви к байкерской романтике, причем основанное, как он позже рассказывал в одном из интервью, на "реальных событиях" (кто знает, шутил ли он или говорил чистую правду?); это дорожное путешествие, напрочь состоящее из рок-музыки, брутальных мужчин в кожаных куртках, шоссейной пыли, качественного юмора и опасных для жизни авантюр. Full Throttle - это великолепное road-movie, воплощенное в форме приключенческой игры. Творение Тима, ставшее во многом новаторским для своего жанра, ожидал ошеломляющий успех, а с течением времени оно даже обрело культовый статус; но его создатель не собирался останавливаться на достигнутом и в его голове уже созрел образ следующей игры, игры, которая будет посвящена мексиканскому Дню мертвых...
Это интересно: Адриана Рипбургера, главного злодея игры и, по совместительству, вице-президента компании "Корли Моторз", озвучил сам Марк Хэмилл, он же Люк Скайуокер из оригинальной трилогии "Звездных войн". Кстати говоря, голосом Хэмилла также обладает (вернее, обладал) Джокер, извечный недруг Бэтмена, из Batman: Arkham, популярной серии слэшеров о Темном рыцаре производства британской студии Rocksteady.
Оказывая посильную помощь в разработке сразу двух игр - Star Wars: Shadows of the Empire и The Curse of Monkey Island, - Шейфер не переставал трудиться над своим проектом, тщательно прорабатывая его концепцию и дизайн. В голову нашего героя пришла кажущаяся на первый взгляд безумной идея совместить воедино нуарные детективы 1930-х гг. и мексиканский карнавал в честь Дня мертвых, проводящийся 2 ноября каждого года, а всех персонажей сделать испаноговорящими скелетами и поместить их в загробный мир, созданный на основе ацтекских мифов и легенд. Ну как вам затея? Однако же, несмотря на всю рискованность устроенного Тимом предприятия, игре, которую мы все знаем под названием Grim Fandango, был дан зеленый свет и процесс разработки пошел полным ходом. В те времена самые отчаянные люди на Земле работали в LucasArts, не иначе.
Это интересно: специально для игры был создан совершенно новый движок GrimE, кардинально отличавшийся от SCUMM, предыдущего движка, использовавшегося во всех квестах LucasArts, в т. ч. и таких играх, как Maniac Mansion, LOOM, Sam & Max Hit the Road и др. На смену двумерным спрайтам пришли трехмерные полигональные объекты, из-за чего разработчики были вынуждены пересмотреть многие элементы квестового управления, ставшие уже каноничными для жанра.
1998 год стал поворотным для всей индустрии, ведь в этом году увидели свет такие шедевры, как Half-Life, Fallout 2, StarCraft, Resident Evil 2, Metal Gear Solid, Baldur's Gate, Unreal и многие другие, каждая из которых стала настоящей революцией и новым словом в своем жанре. Не исключением была и Grim Fandango, перевернувшая с ног на голову само понятие приключенческой игры. Даже не совсем удобное управление ничуть не умаляло все благолепие захватывающих похождений обаятельного Мэнни Калаверы и компании, благодаря чему Grim Fandango заслуженно получила титул "Лучшей адвенчуры года" от Академии интерактивных искусств и наук и сайта IGN, а также звание "Игры года на ПК" по версии GameSpot. Шейфер ликовал, даже не подозревая (да и как он мог подозревать?) о том, что дальше его ждут годы разочарований и неудач...
Это интересно: после набора в игре слова BLAM протагонист взрывается и собирается снова.
Помогая в создании новой игры во вселенной "Звездных войн" - Star Wars Episode I: Racer, - Тим Шейфер приступил к разработке своего уже третьего сольного проекта, о котором известно лишь то, что это была эксклюзивная для PlayStation 2 экшен-адвенчура, но руководство LucasArts, посчитав, что для квестов наступили тяжелые времена (в принципе, они были правы) и необходимо сосредоточиться на выпуске новых частей франшизы Star Wars, приняло решение сократить отдел, в котором денно и нощно трудился наш герой. Невозможно описать всю горечь, наполнившую Тима после известия о своем увольнении, ведь он служил этой компании верой и правдой на протяжении целых 11 лет... Однако изменить ничего было нельзя - начальство оставалось глухо к мольбам Шейфера и его коллег. "Значит, - подумал в тот момент предприимчивый Тим Шейфер, - нужно основать собственную компанию, с блэкджеком и шл..." Сказано - сделано. В июле 2000 года одной студией в мире стало больше, и звали младенца Double Fine Productions.
Это интересно: впоследствии Шейфер объяснил, почему он выбрал для своей компании именно такое название: "Оно появилось благодаря знаку на мосту "Золотые Ворота", который до недавнего времени гласил: “Slow to 45 mph – Double Fine Zone". Проявив изобретательность, я выбрал название Double Fine, с тем чтобы люди, проезжающие по мосту, видели это имя и думали, что мы не только купили для своей рекламы место на самом дорогом рекламном щите в Калифорнии, но и весь город Сан-Франциско, будучи объявленным зоной Double Fine, принадлежит нам. Уверен, это срабатывало в течение многих лет, устрашая и внося смятение в ряды наших многочисленных врагов. Но теперь, по абсолютно неясной причине, на старом знаке мерцает куда менее внушительная надпись: “Speed limit 45 mph – Auto toll $5”. Я хочу сказать, как можно дать такое название компании по разработке игр? Люди что, вообще ни о чем не думают?"
Первым проектом новоиспеченной компании стал необычный (хотя это слово применимо ко всем играм Шейфера) платформер Psychonauts. Пять лет, потраченные разработчиками на создание этой игры, не были потрачены впустую, хотя особой популярности аркада о психонавтах в итоге так и не снискала. Об этом свидетельствует награда "Лучшая игра, в которую никто не играл", полученная Psychonauts сразу от двух изданий: GameSpot и IGN. Грустная истина. Однако кощунством было бы не упомянуть, что известный сайт Eurogamer назвал творение Double Fine Productions "Игрой 2005 года", а Британская академия кино и телеискусств (сокращенно BAFTA) вручила Тиму Шейферу и Эрику Уолпа премию за лучший сценарий. Кроме того, на популярном агрегаторе оценок Metacritic Psychonauts имеет показатель в 88 баллов, что является очень достойным результатом.
Это интересно: одного из персонажей игры зовут Михаил Булгаков. По сюжету, Миша, русский парень с высокой шевелюрой, постоянно ищет медведя, чтобы сразиться с ним.
7 марта 2007 года Шейфера пригласили поучаствовать в ежегодной церемонии Game Developers Choice Awards. Спустя два года он был приглашен повторно.
Следующей игрой Double Fine Productions стала сумасбродная экшен-адвенчура Brutal Legend, в которой Тим наконец-таки излил всю свою любовь к тяжелому року. Об этом свидетельствует уже только участие в озвучивании игры Оззи Осборна, Роба Хэлфорда, Лемми Килмистера и других звезд хэви-метала, но отдельного упоминания заслуживает и саундтрек, состоящий исключительно из композиций таких мастодонтов жанра, как Scorpions, Motorhead, Judas Priest, Black Sabbath, Manowar, Motley Crue, Accept, Kiss, Megadeth, Slayer и т. д. Но одно неожиданное происшествие, а именно слияние Vivendi, которая должна была быть официальным издателем Brutal Legend, и Activision и образование медиа-гиганта Activision Blizzard, чуть не привело к тому, что новая игра Шейфера могла вовсе не увидеть свет. Целых две недели Double Fine Productions были лишены какого-либо издателя, и их судьба висела на волоске. Вследствие этого наш герой решил провести эмоциональную разрядку для своих сотрудников, которую он назвал Amnesia Fortnight. Цель этого мероприятия была такова: на протяжение отведенного им срока разработчики, разделенные на четыре группы, должны были придумать по одной идее для своей будущей игры, причем игра эта не должна превышать масштабов типичного инди-проекта. Благодаря этому Тим, в случае отмены дорогостоящего Brutal Legend, рассчитывал поправить материальное положение студии, не затрачивая при этом крупной суммы денег. Однако отчаявшихся было разработчиков спасла (кто бы мог подумать?) Electronic Arts, вызвавшаяся взять на себя все расходы по выпуску и распространению Brutal Legend.
Это интересно: внешность и голос Эдди Риггсу, протагонисту игры, подарил небезызвестный актер Джек Блэк, который, между прочим, довольно сильно смахивает на самого Тима Шейфера. Необъяснимо, но факт.
Несмотря на иск со стороны Activision Blizzard, заявлявшей, что все права на Brutal Legend находились у нее (ага, как же: держи карман шире; на самом деле, Activision хотела отсудить кругленькую сумму у своего злейшего врага - EA), игра была выпущена 13 октября 2009 года и очень тепло принята критиками и обычными геймерами. Шейфер порывался сделать продолжение, но в Electronic Arts сразу дали понять, что по причине вялых продаж первой части они не намерены раскошеливаться на сиквел. Тогда Тим вспомнил об Amnesia Fortnight, в результате чего сотрудниками Double Fine Productions были воплощены в реальности их же собственные концепты - Costume Quest, Stacking, Iron Brigade, Sesame Street: Once Upon a Monster, Double Fine Happy Action Theater.
В 2012 году Шейфер обратил свой взор на быстро набиравший популярность краудфандинговый сайт Kickstarter. Благодаря финансированию простых игроков на свет появились Middle Manager of Justice, Kinect Party, Dropchord, Spacebase DF-9, Massive Chalice, в каждой из которых Тим был креативным директором и сценаристом. Работоспособность Шейфера просто поражает.
В том же году наш герой впервые попробовал себя в роли актера озвучки, подарив свой голос персонажам маленькой независимой игры Haunt.
Но главным событием того года для самого Тима Шейфера стала очередная кампания на Kickstarter, в которой легендарный геймдизайнер попросил у геймеров 400 тысяч долларов на новую игру своей студии, получившую рабочее название Double Fine Adventure. За эти деньги Шейфер обещал сделать классическую point-and-click адвенчуру, а также привлечь к процессу разработки не кого иного, как самого Рона Гилберта, своего давнишнего приятеля. Живой интерес игрового сообщества поразил Тима, и уже менее чем через два месяца сумма сборов превысила (внимание!) три миллиона долларов США. Что интересно, этих денег все равно не хватило нашему герою, и он принял решение разделить Broken Age (таково было новое название игры) на два акта, и создавать вторую часть на деньги, вырученные с продаж первой.
Это интересно для любителей олдскула: недавно вышло ремастерингованная версия Grim Fandango для ПК, PlayStation 4 и PlayStation Vita и уже запланировано переиздание другой классической игры Тима Шейфера - Day of the Tentacle.
В 2013 году Шейфер и Гилберт, спустя столько лет, вновь объединились для создания игры. Как и встарь, лидирующую позицию в творческом процессе занимал Рон, а Тим лишь ассистировал. Результатом их совместной работы стал нестандартный платформер The Cave, рекомендующийся для обязательного ознакомления всем ценителям жанра. Как говорится, штучный экземпляр.
На этом я заканчиваю свой рассказ. Осталось лишь пожелать удачи нашему герою и успехов на его творческом пути. Огромное спасибо тебе, Тим, за то, что подарил нам великолепные игры и незабываемые часы, проведенные в окружении Бена Троттла, Разпутина Аквато, Мануэля Калаверы, Эдди Риггса и Гайбраша Трипвуда! А вам, дорогие читатели, спасибо за внимание. До новых встреч.
Тим Шейфер в Твиттере: twitter.com/timoflegend

Комментариев нет:

Отправить комментарий